«Игра как средство снижения агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста»

17.12.2014 15:26

Проблема детской агрессивности – одна из значимых и в настоящее время очень актуальна в связи с ее распространенностью и дестабилизирующим влиянием. Агрессивность современных детей носит в себе определенные психологические особенности, затрагивая не только окружающих ребенка людей - родителей, воспитателей, учителей, сверстников; она создает трудности и для самого ребёнка, в его взаимоотношениях с окружающими, определяет развитие всей его личности, различных её сторон.

Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т. п.)

Причины:

- кризис семейного воспитания;

- невнимание родителей к нервно-психческому состоянию детей;

- пропаганда культа насилия в средствах массовой информации;

- экологическая катастрофа;

- алкоголизм;

- социально-экономические катаклизмы.

Признаки агрессивности:

  • потеря контроля над собой,
  • спорят,
  • конфликты с детьми и взрослыми,
  •  намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять их просьбы,
  •  винят других в своём « неправильном» поведении и ошибках,
  • сердятся и прибегают к дракам.

Характеристика детской агрессии:

- разрушение продуктов деятельности другого. ( Ребёнок уничтожает чужую постройку из кубиков, замазал красками чужой рисунок).

- портит чужие вещи, наносит удары по столу товарища и улыбается при виде его возмущения, сильно бросает чужую игрушку и с удовольствием наблюдает слёзы её владельца.

- непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижения (драка).

- наносит физическую боль (кусается).

- нередко агрессивность детей направлена на самого себя: они рвут свою одежду, наносит себе раны, головой бьются о дверь.

     Добиться того, чтобы агрессивный ребёнок стал послушным и покладистым, не удавалось ещё никому, а научить жить в мире и сотрудничать с ним вполне посильная задача для взрослых.     

                        Важно взрослым найти правильный подход к воспитанию таких детей.

- К открыто конфликтующим детям нужно, проявлять любовь и чувство симпатии, независимо от их поведения, исключать ситуации, провоцирующие ребёнка на конфликт, поднимать статус ребёнка на фоне других детей (порицание с глазу на глаз, а похвала на фоне коллектива).

- Спокойное отношение в случае незначительной агрессии: полное игнорирование реакций ребёнка, выражение понимания его чувств, переключение внимания, предложение какого-либо задания, позитивное обозначение поведения (ты злишься потому, что ты устал).

- Обсуждение поступка.

- Снижение напряжения ситуации.

Как не нужно себя вести с агрессивным ребенком:

повышение голоса, угрожающий тон, демонстрация власти, агрессивные позы и жесты, использование физической силы, втягивание в конфликт посторонних людей, непреклонное настаивание на своей правоте, нотации, наказание, сравнение с другими детьми не в его пользу, оправдания, подкуп и т.п., акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.

Как нужно себя вести с агрессивным ребенком:

- установление с ребёнком обратной связи, при этом взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность, твёрдость.

- контроль взрослым собственных негативных эмоций.

- Демонстрация модели неагрессивного поведения. Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие- искренность взрослого.

Обучение безопасному выражению гнева.

1.      « Недружественный шарж»- нарисовать карикатуру обидчика. После этого спросить, как ребёнок себя чувствует, и что ему хочется сделать с этим « шаржем» (пусть ребёнок совершит это в действительности).

2.      « Мешочек криков». Договориться с ребёнком, что, пока мешочек у него в руках, он может кричать и визжать в него столько, сколько ему необходимо, но когда он мешочек отпустит, то будет разговаривать с окружающими спокойным голосом.

3.      « Лист гнева»- лист можно комкать, рвать, кусать, топтать, пинать до тех пор, пока ребёнок не почувствует, что это чувство уменьшилось и теперь он легко справится со своим гневом, собрав все кусочки « листа гнева» и выбросив в урну.

4.      « Подушка для пинаний»- этот игровой способ подойдёт к тем детям, которые, разозлившись, склонны реагировать, прежде всего, физически - сразу дерутся, толкаются, отнимают, а не кричат и не обзываются. Подушка небольшая тёмного цвета, которую ребёнок сможет пинать, бросать и колотить.

5.      « Гнев на сцене»- этот игровой коррекционный прием основан на зрительном представлении образа своего негативного чувства. Когда ребёнок злится ( или только, что испытал злость), можно предложить ему представить, как выглядел бы его гнев на сцене театра. Произносить реплики, которые ему хочется в данный момент произнести, и с такой громкостью и интонациями, какие считает необходимым, при этом выразительно двигаясь.

6.      Научить ребёнка расслабляться. При этом использовать показ и тактильную помощь. Упражнения « роняем ручки», « трясём кистями», «стряхиваем воду с пальцев» и др.

7.      Игры с шишками, песком.

8.      Пальчиковые игры, « нарисуем на пальчиках ниточки», « кап-кап»

« нарисуем губки, бровки, глазки».

9.      Формула самовнушения с 6 лет.

10.  Релаксация.

Расслабление с помощью дыхания (короткий вдох-длинный выдох; глубокий вдох с задержкой дыхания).

11.  Упражнения для снятия напряжения. Встать прямо, плечи отвести назад, руки опустить вдоль туловища. Постепенно приподнимать пятки от пола, перенося всю тяжесть тела на ступни ног, одновременно поднимать руки и разводя их на уровне плеч, словно крылья-вдох. Выдыхать воздух, переходя в и. п.

«Посчитал до десяти, и я решил…»

12.  Визуализация.

А).Рассмотреть в течение нескольких мгновений какой-либо предмет: апельсин, стакан с водой, настольную лампу. Закрыть глаза и представить этот предмет.

Б). Закрыть глаза и вообразить яркий, живой цветок. Взять его в руки и поднести к лицу. Почувствовать аромат.

В).Сесть, закрыть глаза, расслабиться, сосредоточиться. Мысленно представить светящийся белый круг (квадрат, треугольник, яблоко, грушу).

13.  Музыкотерапия.

14.  Изотерапия

Рисование с закрытыми глазами.