Словесные игры на развитие коммуникативных навыков детей

10.01.2014 18:12

КТО Я И КАКОЙ Я? КНИГА «КТО Я?»

Дети начинают книгу о себе с автопортрета на обложке. В ней могут быть собраны их собственные рисунки, рассказы и стихи. По мере того как дети учатся писать, они также могут заносить туда подробности, вопросы о себе и ответы на них. Если средства ограничены, то можно завести одну книгу на весь класс, выделив в ней страницу или две каждому ребенку.

(Молодежный правозащитный центр «Зеленая ворона» , «Обруч» № 6 2004)

КРУГОВАЯ БЕСЕДА.

Дети садятся в круг вместе с воспитателем и гостями. Воспитатель говорит следующие фразы:

Больше всего мне нравится в себе...

Я бы хотел быть ...

Моя любимая игра ...

Я думаю, что мое имя обозначает...

Я бы хотел узнать о ...

Я чувствую себя счастливым, когда...

Я чувствую печаль, когда ...

Я хочу стать более...

Когда-нибудь, я надеюсь...

Каждую фразу дети дополняют по очереди.

Каждому ребенку дается одинаковое

количество времени; очень важно выслушать

всех до конца

( поэтому перебивать запрещено). Дети могут «пропустить» свою очередь, если пожелают; они остаются на своих местах до конца. Ответы можно потом внести в книгу (книги) «Кто я?»

(Молодежный правозащитный центр «Зеленая ворона» , «Обруч» № 6 2004)

Я  И  МОИ ЧУВСТВА

Пусть дети обсудят, став в круг или в ходе ролевой игры, следующие вопросы: Слух помогает мне... Зрение помогает мне... Обоняние помогает мне... Осязание помогает мне... Пробуя пищу на вкус, я могу ... Перестройте вопросы, где это надо, - приспособьте их к потребностям детей с дефектами ( например: «Не могу видеть (очень хорошо? совсем ?), но все же это я, и я могу...») Пусть каждый ребенок придумает какое-то средство для того. Чтобы улучшить обоняние или осязание. Пусть дети опишут. Нарисуют или изобразят это в сценке.

Молодежный правозащитный центр «Зеленая ворона» , «Обруч» № 6 2004 г)

ЗАГАДЫВАНИЕ ЖЕЛАНИЙ

Усадите ребят в кружок. Скажите, что это круг загадывания желаний. Предложите, чтобы каждый малыш по очереди загадывал следующие желания (это также можно сделать небольшими группами или парами): Если бы я мог быть птицей, то я бы ... потому что ...

Если бы я мог быть насекомым, то я бы...потому что...

Если бы я мог быть цветком, то я бы.. .потому что...

Если бы я был деревом, то я бы ...потому что... Если бы я мог быть одним из предметов мебели, то я бы ...потому что... Если бы я мог быть музыкальным инструментом, то я бы... потому что... Если бы я мог быть автомобилем, то я бы ...потому что...

Если бы я мог быть улицей, то я бы... потому что...

Молодежный правозащитный центр «Зеленая ворона» , «Обруч» № 6 2004 г)

Игра «УЗНАЙ ЭМОЦИЮ НА ОЩУПЬ»

(для детей 6 лет)

 Цель - развитие способности определять основные базовые эмоции (радость, страх, удивление, горе, гнев)по схематическим изображениям, мимике, позе и передавать их, используя различные выразительные средства; развитие внимания, произвольности, тактильных ощущений.

Материал - карточки, на которых изображены лица с выражением различных базовых эмоций, с углублениями (вырезами) различных частей лица; платок для завязывания глаз.

 Ход игры - В начале игры детям предлагается последовательно изобразить эмоции радости, удивления, страха, горя, гнева. Психолог просит детей на несколько секунд зафиксировать определенное выражение лица и руками пощупать брови, глаза, рот. Детям предлагаются карточки со схематическим изображением эмоций. Дети определяют и называют эмоциональное состояние, изображенные на карточках.

Затем психолог предлагает определить эмоции на ощупь. Одному из детей завязывают глаза; он пальцами рук ощупывает карточку с прорезами, определяет эмоцию и называет ее, объясняет свое решение, называя характерные для этой эмоции положение и форму бровей, рта. Правильность выполнения задания ребенок проверяет, снимая с глаз повязку. Следующую эмоцию угадывает другой ребенок.

( Статья « Ступени к самопознанию» И.А.Па?.ухина, Журнал

«Дошкольная педагогика» Июль-Август 2002)

Игра «РАСКОЛДУЙ ДЕВОЧКУ»

( для детей с 5, 5 лет)

 Цель — расширить представления детей об основных базовых эмоциях (радость, удивление, горе, страх, гнев);учить детей передавать данные эмоциональные состояния, используя различные выразительные средства; учить понимать свои чувства и чувства других людей.

Материал — изображения лица девочки (выражение лица спокойное), изображения глаз, бровей, которые выражают различные эмоциональные состояния.

Ход игры — Психолог предлагает детям представить ситуацию «Жила-была девочка. Она была очень жизнерадостная, добрая, отзывчивая. И все окружающие люди любили ее. Этому завидовала одна очень злая фея. И вот фея решила заколдовать девочку и забрала себе ее приветливое выражение лица». Психолог предлагает «расколдовать» девочку. Для этого необходимо при назывании определенной эмоции изобразить ее на своем лице, а потом отобрать нужные карточки и составить из них то же эмоциональное состояние на лице девочки.

- Итак, начинаем расколдовывать девочку.

1   шаг. Злая фея взамен доброго выражения лица отдала девочке свое выражение. Какое выражение лица стало девочки? (Злое, сердитое) Изобразите злость на своем лице. Расскажите о положении и форме бровей и рта. Изобразите с помощью карточек злое лицо у девочки.

2     шаг. Увидев себя в зеркале, девочка испугалась. (Повторяется алгоритм действий детей: самостоятельное изображение эмоций на своем лице, описание положения и формы частей лица, составление эмоций на лице девочки).

3   шаг. Девочка загрустила при воспоминании о приветливом выражении своего лица. (Повторяется тот же алгоритм действий детей)

4   шаг. Девочка заметила, что ее лицо может меняться. И она удивилась этому. (Повторяется алгоритм действий детей).

5   шаг. Девочка обрадовалась: значит, она не останется навсегда с таким лицом. И ее лицо стало снова веселым и приветливым. (Повторяется алгоритм действий детей).

И теперь у девочки всегда, веселое, приветливое выражение лица. В все ее любят, как и прежде. А злая фея от злости лопнула.

( Статья « Ступени к самопознанию» И.А.Пазухина, Журнал «Дошкольная педагогика» Июль-Август 2002)